Российский рынок водонагревателей |
26.02.2010 г. | ||||||||||||||||||||||||||
![]() На протяжении 2005-2008 годов российский рынок водонагревателей демонстрировал стабильную динамику роста, оцениваемую в ~ 30% ежегодно. В результате, за 4 года объем продаж водонагревателей увеличится почти в 3 раза и достиг в 2008 году уровня в 3.6 млн. шт. (около 600 млн. евро). Однако в связи с влиянием мирового экономического кризиса, отразившегося на покупательной способности населения, объем рынка по итогам прошлого 2009 года, согласно предварительной оценке Research.Techart, сократился на ~ 30%. На российском рынке представлены 4 типа водонагревателей:
Структура продаж водонагревателей по сегментам, по оценке Research.Techart, представлена на рисунке 1. ![]() Рисунок 1. Структура российского рынка водонагревателей по типам Таким образом, можно видеть, что основными типами водонагревателей, на долю которых приходится 90% совокупного объема продаж в России, являются электрические накопительные и газовые проточные водонагреватели. При этом необходимо отметить, что тенденцией российского рынка водонагревателей является снижение доли газовых и увеличение – электрических водонагревателей. Процесс подобного структурного изменения стартовал еще несколько лет назад. При этом эксперты в большинстве своем отрицают наличие некой конкурентной борьбы между сегментами. Установлено, что каждый вид водонагревателя предусматривает особые индивидуальные условия эксплуатации и не являются напрямую субститутами друг другу. В силу слабой подготовленности отечественных предприятий к современным рыночным условиям, выразившимся в низкой конкурентоспособности продукции российского производства, в значительной степени рынок наполнен товаром иностранного происхождения. В среднем на долю импорта приходится около 65% российского рынка водонагревателей. Интересно отметить, что наиболее существенные изменения в соотношении импорта и внутреннего производства произошли в сегментах газовых проточных и электрических накопительных водонагревателей. В первом случае речь идет о значительном сокращении доли отечественной продукции: с 75% в 2005 году до 20-25% в 2009 году. Во втором – ярко выражена тенденция организации иностранными компаниями собственных производств на территории страны-потребителя: если три года назад 100% продукции поступало из-за рубежа, то сегодня импортируется только 50% (например, по такой схеме выпускаются водонагреватели Ariston, Термекс и др.). В сегментах газовых накопительных и электрических проточных моделей доля импорта по-прежнему сохраняется на высоком уровне (около 98-100%). Небольшая доля отечественной продукции на российском рынке водонагревателей объясняется как внутренними факторами (низкой конкурентоспособностью — многие аппараты производятся до сих пор по советским ГОСТам и не соответствуют современным требованиям качества), так и внешними (активной экспансией импортных поставщиков, в особенности китайских производителей, осуществляющих как сборку европейских брендов, так и полномасштабное собственное производство). Совокупный текущий объем внутреннего производства водонагревателей в России, по оценке Research.Techart, составляет около 1 млн. шт. При этом основной объем в структуре выпуска приходится на электрические накопительные водонагреватели (более 75%). Основные характеристики отдельных сегментов российского рынка водонагревателей, по данным Research.Techart, представлены в таблице 1. Таблица 1. Основные характеристики отдельных сегментов российского рынка водонагревателей
В заключении остановимся более подробно на потребительских предпочтениях в отношении водонагревателей. Покупка водонагревателя, как правило, носит спонтанный характер, т.е. осуществляется в период острой необходимости (во время отключения ГВС для проведения профилактических работ), а потому основной объем продаж приходится на летний период. По типу спрос можно классифицировать на:
Среди основных факторов, влияющих на выбор водонагревателя, можно выделить:
Подробнее о рынке водонагревателей можно прочитать в новом отчете Research.Techart Статья подготовлена специально для портала "Ваш Дом" на основании данных маркетингового исследования рынка водонагревателей, выполненного Research.Techart 28 января 2010 года |
||||||||||||||||||||||||||
« Пред. | След. » |
---|