По ледяной глади под парусом… |
31.12.2011 г. | |
Из глубины вековБуеры в России появились довольно давно. Принято считать, что родом они из Голландии, но сей факт однозначно не подтверждается. Слово «буер» голландское, но рыбаки Балтийского моря, а также Ладожского и Онежского озер использовали буеры для промысла — в качестве средства передвижения по гладкому льду. Делали их кустарным способом, кто во что горазд, пока за дело не взялся царь Петр. Именно при нем на петербургских вервях начали строить буеры; самодержец и сам любил прокатиться на скоростном «экипаже», приводимом в движения не тягловой лошадиной силой, а свежим зимним ветерком. Иначе говоря, буер для наших палестин не является чем-то заимствованным или экзотическим — русские, как известно, любят быструю езду в любом виде, в том числе и гонки под парусом по льду. В XIX столетии в России появились яхт-клубы, а вместе с тем продолжилось активное строительство буеров. Больше того, в районе Петергофа — Стрельны на льду Финского залива в зимний период проводились настоящие буерные регаты. Стандартов изготовления буеров в то время не было, поэтому встречались они разных форм и размеров, подчас гигантских. Например, в 1891 году в Санкт-Петербурге, на верфи Эша, был построен буер длиной 15,5 м (нынешние конструкции намного скромнее). Цена этих транспортных средств тоже была немалая, иной буер стоил столько же, сколько приличная крейсерская яхта. Несмотря на изрядную цену и доступность такого вида спорта лишь людям имущим, в Петербурге и его окрестностях уже к началу века насчитывалось около сотни буеров. В 1913 году питерские промышленники даже учредили буерный клуб, целью которого, согласно уставу, был «чистый спорт, без всякого участия каких-либо азартных игр и так называемых развлечений». В прошлом веке буеры использовались (причем успешно) военными в период Отечественной войны на Ладоге и Балтике, а позже строились для спортивных целей — в советское время регулярно проводились соревнования на буерах. Буер — это что?Поскольку буер видел не каждый, имеет смысл объяснить, что он собой представляет конструктивно. Основной элемент буера — длинный и узкий корпус из дерева, который в некоторых случаях отделывают пластиком. Корпус устанавливается на три конька. Два конька расположены на поперечном брусе, с их помощью осуществляется скольжение буера по льду или снегу. Передний конек — рулевой, он может поворачиваться, меняя направление движения буера. На корпусе крепится мачта с парусом. Парус, собственно, и является движителем буера, в отличие от снегоходов, гидроциклов лишенного двигателя внутреннего сгорания. Это абсолютно безвредное для окружающей среды транспортное средство, использующее энергию ветра. И потому неудивительно, что среди любителей буерного спорта очень много яхтсменов. Буер — это своего рода «зимняя яхта», снаряд для парусного спорта: когда водоемы замерзают, почему бы не проехаться по ледяной глади под парусом? Тем более что скорость буера (если ветер свеж) намного превышает скорость самой быстроходной яхты, а иногда даже сравнима со скоростью гоночного автомобиля. Этот снаряд легко разгоняется до 80 км/ч, а мировой рекорд (поставленный при ураганном ветре в США) — 264 км/ч. Даже при среднем ветре буер разгоняется до максимальной скорости за несколько секунд, поэтому считается самым быстрым в мире безмоторным транспортным средством. В свое время россияне строили самые большие буеры (у нас всегда все самое большое), Однако запустить такие буеры на поток было крайне сложно, и первым это удалось американцам, которые поставили цель — сделать буер дешевым, легким и разборным, с тем чтобы он мог поместиться в багажнике автомобиля. В 1937 г. газета Detroit News объявила конкурс на создание ледового буера, который должен был развивать максимальную скорость и при этом транспортироваться на частном авто. Победивший проект получил название в честь газеты: DN. Разработка оказалась очень удачной и вскоре завоевала популярность во всем мире, основательно потеснив все разновидности буеров. С течением времени этот вид буера, конечно, менялся в соответствии с новыми технологиями, но базовый принцип оставался неизменным десятилетиями. Стоил DN поначалу всего 25 долларов, сегодня его цена составляет несколько тысяч долларов. И бренд доныне популярен. Впрочем, европейские производители буеров тоже старались не отставать, а в чем-то даже опередили заокеанских коллег. В 1932 году голландец Эрик фон Хольст спроектировал и построил буер «Монотип-15», который также стал популярен у буеристов. Это был двухместный буер со штурвалом и парусом площадью 15 кв. м. Рулем у него служил не передний, а задний конек. «Монотип-15» был самой распространенной в советское время моделью, в СССР таких было построено более трехсот, и на них наши буеристы регулярно соревновались. Однако в наше время и в России, и в Европе практически повсеместно победил американский вариант DN. Это одноместный разборный аппарат. Основу составляет деревянный корпус с так называемой «ямой», в которой во время движения лежит пилот. Как и положено, этот тип буера снабжен тремя стальными коньками. Два задних прикреплены к поперечной перекладине (она играет роль рессоры), передний управляющий — к подпружиненной стойке, что обеспечивает мягкость хода. Передний конек управляется румпелем. Все коньки у DN съемные, их можно менять в зависимости от ледовых условий. К корпусу крепится пятиметровая мачта с парусом площадью 6 кв. м. За счет паруса осуществляется как движение, так и торможение (тормозов как таковых у буера нет). Оснастка буера схожа с яхтенной, но имеет свою специфику. Как известно, паруса яхт разноцветные, и по цвету можно даже с большого расстояния определить тип маломерного судна. У буеров паруса белые, и на них нет никакой рекламы, только номер экипажа. Если говорить о ценах, то некоторые разновидности гоночных буеров DN довольно дорогие, до 20 тыс. долларов. Но у любителя буерного спорта есть возможность приобрести качественный буер за 4–5 тыс. долларов. Буер можно сделать самостоятельно, можно заказать у производителя. Если буер изготавливается на заказ, соответственно антропометрическим данным заказчика, его цена будет выше средней, но не запредельной. Так что можно утверждать, что этот вид спорта доступен широким массам населения. Но стремятся ли массы освоить стремительную езду на зимней яхте? Опыт последних лет показывает, что популярность буерного спорта растет. Давно создана Международная ассоциация буерного спорта, но и Россия в этом отношении не собираемся отставать. В разных регионах (Москве, Питере, Новосибирске и т. д.) уже существуют флоты из буеров DN, а Российская ассоциация любителей буерного спорта присоединилась к международной. Мы пока не в лидерах, но уже входим в первую десятку мирового рейтинга буеристов. А самое главное, что все больше неофитов мечтают сесть в капсулу буера, чтобы выплеснуть адреналин и испытать ни с чем не сравнимые эмоции. Достаточно обратиться в парусный клуб или яхт-клуб, где в зимнее время практикуют езду на буерах, благо в нашем регионе ледяных равнин предостаточно. Техника безопасностиПоскольку буер движется довольно быстро, катание на нем требует определенных навыков, умений, а также соблюдения техники безопасности. Чтобы сдвинуть ледовый парусник с места, буерист подталкивает его, запрыгивает внутрь и ложится внутри корпуса на специальный лежак. При хорошем разгоне буер начинает напоминать болид из гонок «Формулы-1» или скоростной «боб», на котором спускаются по ледяным трассам мастера бобслея. При этом ни вставать в полный рост, ни свешивать ноги за борт (что еще возможно на яхте) — недопустимо. Управление осуществляется поворотами переднего конька, а также парусом. При определенных навыках можно освоить разгоны, повороты, торможение и т. п. Главное — не отдаваться воле ветра. Были случаи, когда на просторной акватории (например, на Ладожском озере) буерист, в эйфории от свежего ветра, яркого солнца и блестящего льда, уносился за горизонт, удаляясь от цивилизации на большое расстояние. Потом ветер внезапно стихал и спортивный снаряд приходилось толкать к берегу вручную. А тем временем солнце садилось, мороз крепчал, и у легкомысленного буериста начинались проблемы. При неправильном управлении буер может перевернуться, а буерист — выпасть из капсулы и получить травму. Поэтому для езды требуется серьезная подготовка, а также физическая выносливость. Одна из особенностей катания на буере — правильный выбор места и погодных условий. Лед не должен быть сильно завален снегом, подходящая скорость ветра — около пяти метров в секунду, а температура — чуть ниже нуля. Такие условия есть не всегда и не везде, вот буеристы и меняют места катания, кочуя в поисках подходящего льда и ветра. Аренда буеровЕсли вы влюбились в яхты и буеры всерьез и надолго, вам, конечно, прямая дорога в сообщество профессионалов, в яхт-клуб. Ну а если хочется лишь время от времени испытывать экстремальные ощущения от езды, то буер можно снимать. Впрочем, для этого все равно придется обратиться в яхт-клуб. Набор буеров везде разный, чаще всего предоставляют в прокат самый распространенный DN. Его аренда может стоить 400–700 руб. в час, не так уж и дорого. Предлагаются и тяжелые двухместные буеры «Монотип-15», а также детские буеры для женщин и детей школьного возраста. Как уже говорилось, скоростная езда по льду — занятие небезопасное, и перед первым путешествием следует обязательно пройти инструктаж и совершить несколько тренировочных поездок под руководством опытного тренера (такие услуги предоставляет арендодатель). Теперь можно проверить себя на смелость и выносливость, получить новые незабываемые впечатления, наконец, просто интересно отдохнуть и набраться здоровья. Опубликовано: Загородный отдых - www.zagorod.spb.ru |
|
« Пред. | След. » |
---|